ДОП "Хозяйствуй умело"

Описание практики
Год реализации: 
Форма реализации: 
Краткое описание программы: 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, реализуемая в сетевой форме «Хозяйствуй умело» направлена на формирование компетентности «Предпринимательство» на материале изучения сельскохозяйственной отрасли.
Участниками практики являются старшеклассников 14-16 лет из территорий края, желающие получить прибыль через реализацию бизнес-плана.
Практика реализуется в формате очных занятий в формате:
4-х интенсивных погружений- 42 часа: 3-х интенсивных погружений -36 часов (каждое интенсивное погружение 12 часов: 2 дня по 6 часов); 1-го интенсивного погружения - 6 часов (1 день).
образовательной экскурсии - 6 часов,
восьми вебинаров – 24 часа (8 вебинаров по 3 часа);
практические занятия – 24 часа (двенадцать 2-х часовых занятий 1 раз в неделю).

Целевая группа
Образовательные результаты
Формируемые образовательные результаты: 
Обоснование выбора ОР: 

для участников:
для организации и создания «Своего дела» в любом направлении деятельности необходимы не только навыки
бизнес проектирования, но и навыки реализации их на практике;
для района:
будущие кадры, способные создавать и реализовывать схемы, позволяющие получать прибыль;
решение занятости молодежи, оставшейся в районе (или возвращающейся в свой район).

Предметный материал
Используемый предметный материал: 

Разработка бизнес-плана на основе изучения сельскохозяйственной отрасли

Предметный продукт: 

Реализованный бизнес-план в территории своего проживания, приносящий прибыль.

Направленность: 
Видео итогового продукта: 
Обоснование выбора предметного материала: 

Молодежь, оставшаяся у себя в районе (или возвращающаяся в свой район), не всегда может увидеть ресурс для самозанятости в сельской местности. Через разработку и реализацию бизнес-планов, приносящих прибыль, молодые люди могут увидеть собственную востребованность в территории своего местапроживания.

Педагогическая технология
Количество участников: 
Групповая структура: 
Форма проведения: 
Характеристика пространства реализации: 

Очная часть Программы проходит в учебных классах и лабораториях средней общеобразовательной школы, на базе сельскохозяйственного предприятия или фермерского хозяйства (образовательная экскурсия).
Дистанционная – осуществляется через социальную сеть ВКонтакте (ссылка: https//VK.com/hoz_umelo/)

Объем программы: 
96 час.
Продолжительность реализации: 
Характеристика временного режима реализации: 

Программа реализуется с 1 сентября по 30 ноября 2018 года
В формате:
4-х интенсивных погружений- 42 часа: 3-х интенсивных погружений -36 часов (каждое интенсивное погружение 12 часов: 2 дня по 6 часов); 1-го интенсивного погружения - 6 часов (1 день).
образовательной экскурсии - 6 часов,
восьми вебинаров – 24 часа (8 вебинаров по 3 часа);
практические занятия – 24 часа (двенадцать 2-х часовых занятий 1 раз в неделю).

Используемые образовательные инструменты: 

Бизнес-тренинги, бизнес-коучинги, интерактивные лекции и доклады преподавателей Красноярского ГАУ, кейс-стади, организационная игра, образовательная экскурсия. Работа по группам.

Форма предъявления предметных продуктов: 

Защита разработанных бизнес-планов своего местапроживания – на III модуле ОП «Бизнес-план, как стратегия жизни».
Защита реализованных бизнес-планов своего местапроживания – на краевом экологическом фестивале «Территория идей» (сентябрь 2019 года, г. Красноярск, площадка "Фермер24")

Форма мониторинга образовательных результатов: 

Стартовый мониторинг–обоснование бизнес-идеи на I модуле (0 баллов-не одной бизнес - идеи не предложено; 1 балл - предложена 1 бизнес - идея с обоснованием; 2 балла - предложено 2 и более бизнес - идеи с обоснованием)
Промежуточный мониторинг–защита разработанных бизнес-планов на III модуле (0 баллов – не предложено ни одного способа привлечения ресурсов; 1 балл – предложен 1 способ привлечения ресурсов; 2 балла - предложено 2 и более способов привлечения ресурсов)
Итоговый мониторинг - защита реализованных бизнес-планов на краевом экологическом фестивале «Территория идей» (1 балл - получено до 50 % прибыли от запланированного; 2 балла - получено от 51% до 75% прибыли от запланированного; 3 балла - получено от 76% и выше прибыли от запланированного)

Требования к педагогам: 

Программа реализуется:
двумя преподавателями Красноярского ГАУ, владеющими технологиями разработки бизнес-плана;
одним предпринимателем (фермер), готовый предъявить практику современного ведения бизнеса, приносящего прибыль;
четырьмя учителями-предметниками (биология, география, основы регионального развития, ОБЖ), владеющими предметными знаниями, по совместительству педагоги дополнительного образования в каждой СОШ;
двумя педагогами дополнительного образования, включающими обучающихся в деятельность по бизнес-проектированию.

Управленческая технология
Необходимые управленческие действия: 

1. Организовать семинар-совещание совместно с Управлением образования района (представление ОП, утверждение межучережденческой команды, назначение координатора ОП, назначение координатора в районе).
2. Заключить договоры о сетевой форме реализации ОП.
3. Издать приказы об утверждении ОП, сроках ее реализации, ответственных в ОУ (СОШ, учреждениях ДО).
4. Скорректировать учебные планы и расписания в ОУ (СОШ, учреждениях ДО).

Дополнительная информация: 

Агропромышленный комплекс сегодня является мощной мотивацией формирования интереса для построения карьеры и бизнеса в сфере сельского хозяйства.
В «Стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года» развитие малого бизнеса на селе обозначено, как одно из приоритетных направлений деятельности.
В своих бизнес-планах старшеклассники должны будут исходить не из необходимости преодоления проблем, а из видения будущих перспектив и стратегической конкурентоспособности этого направления.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, реализуемая в сетевой форме «Хозяйствуй умело» (далее - Программа) естественнонаучной направленности.
Программа направлена на старшеклассников 14-16 лет, из территорий края, желающие получить прибыль через реализацию бизнес-плана на материале изучения сельскохозяйственной отрасли.
Компетентность «Предпринимательство» – это способность и стремление создавать и реализовывать схемы, позволяющих получать прибыль.
Естественные-событий индикаторы:
я вижу и слышу, как обучающийся анализирует рынок сельскохозяйственного сектора (России, края, территории своего местапроживания) и предлагает разные идеи для разработки бизнес-плана;
я вижу и слышу, как обучающийся рассказывает друзьям о своих идеях, которые могут приносить ему прибыль;
я вижу и слышу, как обучающийся имеет стремление и возможность использовать свои ресурсы и может находить внешние для реализации бизнес-плана.
Вспомогательное описание:
1. предложить идеи с обоснованием для разработки бизнес–плана; проверить наличие всех необходимых ресурсов; разработать бизнес-план.
2. Реализовать бизнес-плана и получить прибыль.
3. Увидеть риски и предложить пути выхода из них.
4. Осуществить мониторинг и зафиксировать фактические результаты.
Образовательный результат - получение прибыли через реализацию бизнес-плана в области сельского хозяйства.
Обоснование образовательных результатов Программы:
для участников:
для организации и создания «Своего дела» в любом направлении деятельности необходимы не только навыки бизнес проектирования, но и навыки реализации их на практике;
для района:
будущие кадры, способные создавать и реализовывать схемы, позволяющие получать прибыль;
решение занятости молодежи, оставшейся в районе (или возвращающейся в свой район)
Предметный материал - разработка бизнес-плана на материале изучения сельскохозяйственной отрасли.
Предметный продукт - реализованный бизнес-план в территории своего проживания, приносящий прибыль.
Видео-демонстрация предметного продукта –видео основных этапов реализации бизнес-плана.
Педагогическая целесообразность
Подростковый возраст 14-16 лет, характеризуется приобретением волевых черт характера - настойчивости, упорства в достижении цели, умения преодолевать препятствия и трудности. Подросток в этом возрасте способен включаться в разные виды деятельности, критически и аналитически мыслить.
Поэтому мы выбрали оптимальную форму реализации Программы - интенсивное погружение в проблему, через включение старшеклассников в разные позиции: аналитика, исследователя, эксперта, менеджера, разработчика, пиарщика. Это позволяет развивать креативное, аналитическое, системное (экологическое) мышление, основы базовых компетентностей: умение ставить цель и добиваться ее, планировать, организовывать и выполнять работу, брать на себя ответственность за принятие решения, доводить начатое дело до конца.
Описание педагогической технологии
Программа направлена на старшеклассников 14-16 лет, из территорий края, желающие получить прибыль через реализацию бизнес-плана на материале изучения сельскохозяйственной отрасли.
Количество участников - 30 старшеклассников (9-10 кл.) из Бирилюсского района.
Программа рассчитана на 96 часов, реализуется в очном режиме, представляет собой совокупность последовательных модулей.
Прием обучающихся в Программу осуществляется на добровольной основе на стартовом модуле.
I модуль «Создай свое дело», 12 часов
Бизнес-тренинг «Секрет успеха», 6 часов. Формирование личностной компетентности самоорганизации, как одной из важных качеств современного предпринимателя.
Бизнес-коучинг «Создай свое дело», 6 часов.
Знакомство с технологией разработки бизнес-плана и определение бизнес – идей для разработки бизнес-плана в дальнейшем на основе проведения анализа рынка и конкурентов.
II модуль «Бизнес-планирование», 72 часа
Разработка бизнес-плана согласно выбранной бизнес-идее.
Реализацию третьего блока осуществляют учителя средних общеобразовательных школ, педагоги дополнительного образования по совместительству, 24 часа (практические занятия по разработке бизнес-плана) и педагогические работники Красноярского краевого центра «Юннаты», 48 часов (практические занятия, вебинары, поддерживающая экспертиза, образовательная экскурсия).
III блок – «Бизнес-план, как стратегия жизни», 12 часов.
Экспертиза разработанных бизнес-планов. Оценка разработанных бизнес-планов осуществляется по следующим критериям: востребованность и реалистичность, рентабельность, экологичность (минимальное воздействие на окружающую среду).
Защита реализованных бизнес-планов – на краевом экологическом фестивале «Территория идей» (сентябрь 2019 года, г. Красноярск, Красноярский краевой центр «Юннаты», дискуссионная площадка «Фермер 24»).
Позиция участников Программы
Участники Программы начинают с позиции ведомых на I модуле; на II модуле участники переходят в партнерскую позицию; на III модуле и во время реализации бизнес-планов – занимают позицию ведущих, экспертов и аналитиков.
Позиция педагогов Программы
Педагог в начале реализации программы находится в позиции мастера (I модуль), который передает участникам свои умения, а также своим поведением формирует необходимые ценности. При разработке и реализации бизнес-планов (II и III модули, этап реализации) находится в позиции партнера.
Правила действий
Занятия по программе всегда начинаются вовремя. Пока есть вопросы дальше не двигаемся.
Групповая структура
Все задания в рамках Программы выполняются группами - 3 группы по 10 человек.
Группы формируются самостоятельно по образовательным учреждениям
Требование к педагогам
Программа реализуется:
двумя преподавателями Красноярского ГАУ, владеющими технологиями разработки бизнес-плана, знающие современные перспективные направления развития сельского хозяйства в Красноярском крае, России, мире;
одним предпринимателем (фермер), готовый предъявить практику современного ведения бизнеса, приносящего прибыль;
четырьмя учителями-предметниками в каждой средней общеобразовательной школе, по совместительству педагоги дополнительного образования, владеющие предметными знаниями по дисциплинам: биология, география, основы регионального развития, основы безопасности жизнедеятельности;
двумя педагогами дополнительного образования, включающими участников Программы в практическую деятельность по разработке и реализации бизнес-плана.
Источники информации
Источниками образцов в Программе являются:
интернет-ресурсы;
источники литературы;
родители (родственники), работающие в Красноярском крае на предприятиях сельскохозяйственной направленности;
успешные предприниматели (фермеры), предъявляющие практиками современного ведения бизнеса, приносящие прибыль.
Форма предъявления предметных продуктов
Защита разработанных бизнес-планов своего места- проживания на III модуле «Бизнес-план, как стратегия жизни».
Защита реализованных бизнес-планов своего места - проживания на краевом экологическом фестивале «Территория идей» (сентябрь 2019 года, г. Красноярск, площадка "Фермер24" ).
Форма мониторинга образовательных результатов
Стартовый мониторинг – обоснование бизнес-идеи на I модуле (0 баллов - не одной бизнес - идеи не предложено; 1 балл - предложена 1 бизнес - идея с обоснованием; 2 балла - предложено 2 и более бизнес - идеи с обоснованием).
Промежуточный мониторинг – защита разработанных бизнес-планов на III модуле (0 баллов –не предложено ни одного способа привлечения ресурсов; 1 балл –предложен 1 способ привлечения ресурсов; 2 балла - предложено 2 и более способов привлечения ресурсов).
Итоговый мониторинг - защита реализованных бизнес-планов на краевом экологическом фестивале «Территория идей» (1 балл - получено от до 50 % прибыли от запланированного; 2 балла - получено от 51% до 75% прибыли от запланированного; 3 балла – получено от 76% прибыли от запланированного и выше)
СМОР
Естественные - я вижу и слышу, как обучающийся нашел ресурсы для реализации бизнес-плана.
Искусственные – я вижу и слышу, как обучающийся в процессе организационно-деятельностной игры «Начинающий фермер» предлагает способы привлечения ресурсов для реализации бизнес –плана.
Задание – за 20 минут предложите 2 схемы с обоснованием, позволяющие получить прибыль в территории своего местапроживания
0 балл - ни одной схемы с обоснованием не предложено;
1 балл - предложен 1 схема с обоснованием;
2 балла – предложено 2 схемы и более с обоснованием.

Управленческая технология реализации Программы в сетевой форме
1. Организовать семинар - совещание совместно с Управлением образования района (представление Программы, утверждение межучережденческой команды, назначение координатора Программы, назначение координатора района).
2. Заключить договоры о сетевой форме реализации Программы.
3. Издать приказы об утверждении Программы, сроках ее реализации, ответственных в образовательных учреждениях (средних общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования).
4. Скорректировать учебные планы и расписания в образовательных учреждениях (средних общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования).

Авторы практики
Лицо программы: 
Петрова Елена Алексеевна
Авторы программы: 

Петрова Елена Алексеевна, заведующий отделом агроэкологии краевого государственного образовательного учреждения дополнительного образования «Красноярский краевой центр «Юннаты»

Сокращенное название основной организации: 
Красноярский краевой центр «Юннаты»
Контакты авторов программы: 

e-mail: yunnatu@yandex.ru, тел.р. 8 (391) 243-68-35, т.с. 89029792940

Муниципалитет: 
Адрес программы (для отображения на карте): 
ул. Академика Киренского, 23
Красноярск
Красноярский край
Материалы практики
Дополнительные поля