ДОП "Основы добровольческой деятельности"

Описание практики
Год реализации: 
Форма реализации: 
Краткое описание программы: 

Программа «Основы добровольческой деятельности» направлена на формирование КОРа «Командодействие» у целевой аудитории – участников детского общественного объединения «Союз молодежных сил», обучающихся в возрасте 14-18 лет на предметном материале – осуществление волонтёрской деятельности на крупных и сложных мероприятиях муниципального и межтерриториального уровней.
Программа создана с учетом теории и практики событийного волонтерства – волонтерской (добровольческой) деятельности, направленной на помощь в организации и проведении крупных значимых событий местного, регионального, федерального и международного уровней (помощь на конференциях, форумах, праздниках, концертах и т.д.).
В событийном волонтерстве понятие «событие» рассматривается как «… специальное мероприятие, спланированное и управляемое, призванное достичь определенных социальных, культурных или корпоративных целей и задач, осуществляемое подготовленной группой профессионалов», а также как «… событие, предполагающее выражение культуры сообщества посредством определенных символов и знаков».
В этом контексте мы исходим из того, что волонтерство является значимым социальным феноменом современности, действенным инструментом в коллективном решении проблем и реализации возможностей.

Целевая группа
Образовательные результаты
Формируемые образовательные результаты: 
Обоснование выбора ОР: 

Актуальность КОРа «командодействие» определяется его отнесенностью к компетенциям будущего, сформулированных в модели «4К»: критическое мышление, креативность, коммуникативные навыки, кооперация (командность). Большинство действительно интересных задач таковы, что решать их в современном мире в одиночку практически невозможно, слишком много информации, слишком быстро надо находить решения. Этот навык, несомненно, важен в решении разнообразных жизненных и профессиональных задач. Но умение быть командным игроком, работать на общий результат, понимать свою роль и то, каков мой вклад в общее дело, – довольно сложный навык. И его необходимо развивать. Все успешные бизнес-проекты основаны на эффективной командной работе. Исследование 180 команд компании Google показало, что в эффективных командах участники чувствительны друг к другу и, что более важно, слушают друг друга. Взаимодействию сотрудников придавал большое значение и Стив Джобс, который на этапе основания копании Apple создал в офисе открытую зону для взаимодействия сотрудников, подчеркнув, что «одних технологий недостаточно».
Программа разработана на основе принципов и целевых установок Федерального проекта «Социальная активность» и создает условия для развития добровольчества (волонтерства), поддержки общественных инициатив и проектов.

Предметный материал
Используемый предметный материал: 

Осуществление волонтёрской деятельности на крупных и сложных мероприятиях муниципального и межтерриториального уровней.
Предметный материал включает решение кейсов по разработке, акций, мероприятий, событий, анализ работы команды педагогов-организаторов Центра «Перспектива» на крупных городских и региональных мероприятиях, последовательное освоение алгоритма действий каждым участником. Создание и развитие каналов коммуникации для распространения информации о мероприятиях программы и привлечения новых волонтеров.

Предметный продукт: 

Разработанные и проведенные в составе команды акции, мероприятия, события, отраженные в портфолио волонтёра и электронной волонтерской книжке (https://добровольцыроссии.рф).

Видео итогового продукта: 
Обоснование выбора предметного материала: 

Практика показывает, что волонтерская деятельность в силу высокого уровня непредсказуемости, динамичности, необходимости оперативного реагирования в новых ситуациях обладает большими возможностями в формировании актуальных метакомпетенций: работа в команде, проектная деятельность, социальное взаимодействие, коммуникация, социальная активность, креативность и др. Эффект командной работы осознавали даже пещерные люди при охоте на мамонта. В современном мире командная работа – залог эффективности любой деятельности.

Педагогическая технология
Количество участников: 
Характеристика пространства реализации: 

Модульная очная часть программы проходит в помещениях Центра образования «Перспектива», а также на площадках крупных мероприятий города в сетевом взаимодействии с Ресурсным центром поддержки общественных инициатив г. Зеленогорска, Зеленогорским представительством Молодежного отделения ядерного общества России. Заочное сопровождение осуществляется через социальную сеть «ВКонтакте», через сайт образовательного учреждения (Гугл-форма). Дистанционные сопровождение осуществляют специалисты Краевого дворца пионеров по образовательным программам: «Краевой школьный парламент».

Объем программы: 
252 час.
Продолжительность реализации: 
Характеристика временного режима реализации: 

Модульная дополнительная общеобразовательная программа реализуется в течение года с сентября по май, включает в себя 36 часов на реализацию образовательных модулей, из них 4 двухдневных образовательный модуля по 4 академических часа каждый и однодневный презентационный модуль (4 часа). 72 часа в программе отводится на волонтерскую работу на мероприятиях. Межмодульное сопровождение волонтерских команд под конкретные задачи составляет 144 часа и включает разработческие сессии, индивидуальные и групповые консультации, работу с партнерами, общественностью и средствами массовой информации от 1 до 3 часов в день в соответствии с рабочей программой.

Используемые образовательные инструменты: 

Лекции, тренинги, практикумы, мастер-классы от профессионалов, квесты, разработческие сессии, образовательные погружения, деятельностная игра, волонтерская практика, дистанционные модули КШП индивидуальные и групповые консультации.

Форма предъявления предметных продуктов: 

Портфолио волонтёра, электронная волонтерская книжка, разработанные и проведенные в составе команды акции, мероприятия, события, и отчеты о них на сайте «Доброволец России», рефлексивные листы событий.

Форма мониторинга образовательных результатов: 

Входной и промежуточный в форме тестирования (Гугл-форма), итоговый мониторинг по технологии компетентностного чемпионата МЕТАЧЕМП (задания – победители конкурсного отбора 2019), заполнение индивидуальных образовательных маршрутов (альбомы с наклейками мероприятий). Заполнение карты интересов. Рефлексивное эссе, электронная волонтёрская книжка. Отзывы партнеров, благополучателей.

Требования к педагогам: 

Два педагога, имеющие опыт успешной добровольческой деятельности и тьюторского сопровождения детских инициатив.

Управленческая технология
Необходимые управленческие действия: 

1. Направить педагогическую команду программы «Основы добровольческой деятельности» на «Реальное образование».
2. Рассмотреть программу на методическом и педагогическом советах.
3. Заключить договоры о сетевом взаимодействии с организациями-партнерами.
4. Издать приказ.
5. Провести PR-кампанию программы «Основы добровольческой деятельности».
6. Зачислить детей.
7. Подготовить материально-техническую базу.
8. Создать команду экспертов.

Дополнительная информация: 

Особенностью программы является:
• Ориентация на активное включение в социокультурные события своего города и края;
• Повышение уровня социальной компетентности, освоение основ добровольческой деятельности и продуктивных социальных практик;
• Оформление представления обучающихся о гражданской позиции;
• Формирование необходимых основ проектного, аналитического, управленческого мышления, коммуникативных навыков;
• Освоение основных технологий социальной коммуникации и развития общественных связей, методов анализа ситуации и выделения проблем;
• Обучение способам организации деятельности, в том числе взаимодействию с различными структурами местного сообщества;
• Обеспечение поля успеха посредством участия и различного рода конкурсах, интенсивных школах, грантовых программах.

Тьюторская позиция педагогов педагогической команды программы
• Мы предоставляем участникам программы возможность разработать индивидуальные образовательные маршруты (далее ИОМ) с учетом эффективной работы в команде при сохранении максимума свободы и ответственности самого обучающегося.
• В начале учебного года проводится презентация ключевых проектов и мероприятий, в которых объединение традиционно принимает участие, участникам предоставляется возможность определить собственную включенность в реализацию в качестве волонтера, исполнителя, участника, эксперта, организатора, руководителя, куратора, лидера команды.
• После презентации, групповых и индивидуальных консультаций обучающиеся выбирают несколько направлений волонтерской деятельности, которые их заинтересовали, и вносят их в разработанные формы индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ). Это могут быть карты интересов, личностно-ресурсные карты.
• В течение года обучающиеся могут корректировать свои маршруты, отмечая мероприятия (точки), в которых приняли участие, и анализировать степень включенности на основе заполненных и скорректированных ИОМ.
• В течение года обучающиеся получают помощь в создании и презентации портфолио, заполнении волонтерской книжки.
• В течение года для команд, созданных под конкретные мероприятия, проводятся тренинги на командообразование.

Авторы практики
Лицо программы: 
Инна Михайловна Ширкина
Авторы программы: 

Инна Михайловна Ширкина - педагог-организатор МБУ ДО "ЦО "Перспектива"
Ольга Александровна Коломеец - вожатый МБУ ДО "ЦО "Перспектива"
Куратор программы Валентина Федосовна Филон - методист МБУ ДО "ЦО "Перспектива"

Сокращенное название основной организации: 
МБУ ДО «ЦО «Перспектива»
Контакты авторов программы: 

Инна Михайловна Ширкина, 8-913-586-52-95, berrrba@gmail.com
Ольга Александровна Коломеец, 8(39169) 4-94-11, olga_sudyarova@mail.ru
Валентина Федосовна Филон, 8(39169) 3-77-30, filon.vf@gmail.com

Муниципалитет: 
Адрес программы (для отображения на карте): 
Комсомольская, 17
Зеленогорск
Красноярский край
Материалы практики
Код программы: 
157