ДОП "Народная мозаика"

Описание практики
Год реализации: 
Форма реализации: 
Краткое описание программы: 

Программа «Народная мозаика» реализуется в «Шушенском детском доме» в автономной форме. Направленность программы - художественная. Она призвана обогатить знания, расширить кругозор воспитанников в области русской национальной культуры, посредством знакомства и вовлечения их в занятия декоративно – прикладным творчеством, играми, танцами. Программа «Народная мозаика» - модульная, объединяет шесть направлений творческой деятельности: «Сундучок рукоделия» (рукоделие и швейное дело), «Расписная карусель» (художественное творчество), «Русские забавы» (физическая культура), «Деревянное вдохновение» (столярное дело), «Народная плясица» (хореографическое искусство), «Призма времен» (компьютерный кабинет). Для усиления теоретической подготовки воспитанников по народным ремеслам и промыслам в программе запланировано несколько экскурсий в историко-этнографическом музее-заповеднике «Шушенское».
Программа «Народная мозаика» направлена на формирование компетентности: «Совместная деятельность», «Художественное творчество». В ней занимаются дети среднего и старшего школьного возраста. Общее количество детей, занятых в программе составляет 60 человек, с ними работают 6 педагогов. Срок реализации программы 9 месяцев (с сентября по май). Компетентностно-образовательные результаты программы отслеживаются три раза в год на событийных мониторингах (два промежуточных и один итоговый), результаты фиксируются в протоколах.

Целевая группа
Образовательные результаты
Обоснование выбора ОР: 

Воспитанники не умеют работать в команде. В одной группе находятся дети с разным уровнем сформированности общетрудовых навыков и творческого потенциала.

Предметный материал
Используемый предметный материал: 

Русское народное декоративно-прикладное творчество, игры, танцы.

Предметный продукт: 

«Сундучок рукоделия» (рукоделие и швейное дело): Календарные куклы: Зерновушка – 8шт., Рябинка – 4 шт., Десятиручка – 4 шт, Параскева Пятница – 4 шт, Кузьма – Демьян – 4шт., Неразлучники - 8 шт., Спиридон – солнцеворот – 4 шт., Коляда – 1шт. , Масленица – 1шт., Веснянки -4 шт., Пасхальная голубка – 8 шт., Семик и Семчиха – 4 шт., «Матрешка» (грелка на чайник ) – 4 шт; Сувенирной куклы в народном костюме с вышивкой – 4 шт; Вязанная сумочка – 8 шт; Лоскутная подушка – 8 шт; Народный стилизованный костюм – 10 шт.
«Расписная карусель» (художественное творчество): Разделочная доска: «Птица Сирин», «Хохлома», «Роспись на местную тематику», «Роспись растительного орнамента», «Матрёшка» - 20 шт., Блюдо: «Птица Сирин», «Хохлома», «Растительной тематики» -15 шт., Спил дерева с росписью - 15 шт., Большая пуговица с росписью - 3 шт., «Картина из природного материала» А3 - 5 шт.
«Русские забавы» (физическая культура) Игра: «Вышибалы», «Удочка», «Веревочка», «Перетягивание каната», «Салки с ленточками», «Катание на коньках», «Метание снежков в цель», «Бой мешками на бревне», «Перетягивание палки», «Борьба за вороток», «Русская лапта», «Городки», «Чижик».
«Деревянное вдохновение» (столярное дело): Табурет– 4 шт., лавка – 3 шт., полочка – 8 шт., вешалки для одежды – 12 шт., наличников – 1 шт., резные элементы для фасадов домов – 5 шт., скалки 30 шт., толкушки – 30 шт., весёлки – 15 шт., разделочные доски – 50 шт., хлебница – 5 шт., деревянные ложки – 1 шт., геометрическая резьба на разделочной доске – 15 шт., шкатулка с геометрической резьбой – 8 шт., богородские игрушки – 12 шт., игра «Бирюльки» – 2 шт,, матрешка – 3 шт., лошадка – 5 шт., корзинка из бересты – 3 шт., туесок – 3 шт., декоративная изгородь из ивового прута – 1 шт.
«Народная плясица» (хореография): Танец «Весну звали», «Скоморошьи потешки»; Танцевальная зарисовка «Масленица»; «Осенний хоровод».
«Связь времен» (компьютерный кабинет): Поздравительные открытки в народном стиле – 15шт., раскладушки по истории развития ремесел и творчества на Руси – 6 шт., народные календари по временам года – 20 шт., видеоролики и презентации по направлениям программы – 14 шт.

Направленность: 
Обоснование выбора предметного материала: 

1. В детском доме имеется необходимая материально - техническая база и подготовленный педагогический коллектив;
2. Имеется возможность проведения экскурсий в историко-этнографическом музее-заповеднике «Шушенское»;
3. Необходимость занять детей и подготовиться к большим мероприятиям и выставками разного уровня, День открытых дверей, участие в этническом фестивале «Мир Сибири».

Педагогическая технология
Количество участников: 
Форма проведения: 
Характеристика пространства реализации: 

Занятия по программе проводятся на базе мастерских (швейной и столярной), кабинетов (ИЗО, танцевального, компьютерного), библиотеки, спортивной площадки и зала детского дома.
Экскурсии проводятся в историко-этнографическом музее-заповеднике «Шушенское» по народным традициям и ремеслам.

Объем программы: 
432 час.
Продолжительность реализации: 
Характеристика временного режима реализации: 

Программа реализуется с сентября по май. Занятия проводятся во второй половине дня, в формате 60 минутных занятий два раза в неделю по 6 направлениям. Ежедневная нагрузка на одного ребенка составляет 2 часа.

Используемые образовательные инструменты: 

Работа в группах: метод кругового взаимодействия, взаимообъяснение, беседа, игра, упражнение с объяснением и исправлением ошибок, метод многократного повторения, «делай как я».
Индивидуальная – самостоятельная работа: системы последовательных заданий, проекты, демонстрация, метод многократного повторения, метод «от простого к сложному».

Форма предъявления предметных продуктов: 

• Участие в конкурсах и олимпиадах различных уровней (районный, региональный, краевой, Российский, международный);
• Выставка изделий (передвижная выставка по району и в детском доме).
• Выставка – продажа изделий, изготовленных мастерскими (столярной, швейной, ИЗО);
• Концерты и флешмоп;
• Оформление детского дома детскими работами;
• Соревнования по лапте, городкам, «Взятию снежного городка», перетягиванию каната;
• Видео ролики и презентации на сайте детского дома;
• Изготовление изделий для подарков.

Форма мониторинга образовательных результатов: 

Вводный, промежуточный и итоговый событийный мониторинг программы проводится в виде больших массовых мероприятий, в которых принимают участие все педагоги заявленных направлений вместе с детьми и выполняют упражнения, разработанные по технологии «МЕТАЧЕМП» на компетентность «совместная деятельность» и «художественное творчество». Все результаты событийного мониторинга заносятся в таблицы.

Требования к педагогам: 

Программа реализуется шестью педагогами, имеющими высшее педагогическое образование по специальностям: учитель труда, художник, хореограф, учитель физкультуры, педагог. Стаж педагогической работы более 5 лет и квалификационные категории.

Управленческая технология
Необходимые управленческие действия: 

1. Обсудить программу на методическом совете.
2. Утвердить программу приказом директора.
3. Составить смету на экскурсионное обслуживание.

Дополнительная информация: 

Педагогическая технология.
• Технология КТД (Коллективно Трудового Дела) в разновозрастных группах;
• Технология личностно–ориентированного и дифференцированного обучения;
• Технология ситуативного обучения;
• Здоровьесберегающая технология;
• Технология «ситуации успеха».

Авторы практики
Лицо программы: 
Дудина Т.Е.
Авторы программы: 

Дудина Татьяна Егоровна,
Светлолобова Людмила Анатольевна,
Заморина Екатерина Викторовна,
Тараканова Оксана Анатольевна

Сокращенное название основной организации: 
КГКУ «Шушенский детский дом»
Контакты авторов программы: 

Дудина Татьяна Егоровна - 8-913-174-12-68

Муниципалитет: 
Адрес программы (для отображения на карте): 
улица Первомайская
птг Шушенское
Красноярский край
Материалы практики
Презентация программы: 
Полный текст программы: 
Согласие на обработку персональных данных: 
Код программы: 
Шушь д/д