ДОП "Общение без границ"

Описание практики
Год реализации: 
Форма реализации: 
Краткое описание программы: 

Дополнительная общеобразовательная программа "Общение без границ" направлена на формирование компетентностей "Коммуникация", "Саморегуляция", "Смысловой чтение". Участниками программы являются дети с ОВЗ легкой степени умственной отсталости. Программа реализуется в формате очных занятий 1 раз в неделю по два занятия.

Целевая группа
Образовательные результаты
Обоснование выбора ОР: 

1. Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем.
2. Совершенствование понимания и навыков употребления детьми грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций.
3. Развитие диалогической и подготовка к овладению монологической речью.

Предметный материал
Используемый предметный материал: 

-составление предложения. Распространение предложений по вопросам педагога, по картинке и опорным словам. Заканчивание или дополнение предложений по вопросам: «Кто? Что? Когда? Где?» Записывание предложения.
- чтение доступных художественных итекстов из произведений русских и советских писателей.
- составление плана. Подробный и краткий пересказ прочитанного по вопросам педагога.
- составление тексты повествовательного и описательного характера по коллективно составленному плану.
- составление предложения из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска). Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.
- составление диалогов с опорой на ситуацию, тему, картину, практическую деятельность. Правильное их интонирование в диалоге. Установление связи между словами в предложениях по вопросам.
- пересказывание по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста.

Предметный продукт: 

Участие в театрализованных постановках. Выступления на мероприятиях Дворца творчества детей и молодежи. Участие в конкурсах.

Видео итогового продукта: 
Обоснование выбора предметного материала: 

Нарушения речи у детей с умственной отсталостью, являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Нарушение речи - это отклонения в речи говорящего в процессе речевой деятельности от языковой нормы из-за расстройства психофизических механизмов речевой деятельности.
Им характерно:
- нарушение звукопроизношения;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- нарушения сложных форм словообразования;
-недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);
- нарушение чтения (выраженная дислексия);
- нарушение письма (дисграфия).
Исходя из это данная программа, обеспечивает овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи. Всё это обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем, а так же его социализации.

Педагогическая технология
Количество участников: 
Форма проведения: 
Характеристика пространства реализации: 

Для качественной реализации программы необходимы определенные материально-технические условия:
1. Учебный кабинет с мебелью (столы, стулья) в соответствии с возрастом детей.
2. Дидактический материал: по обследованию речи детей; наглядно-дидактические пособия: «Времена года», «Слоги», «Говорящая Азбука», «Лабиринты», «Сравни и подбери», «Логопедическое лото». Раздаточный материал: предметные картинки и сюжетные картинки.
3. Логопедическое лото на звуки (с-ш ,л-р, ж-ш, з-с, ц).
4. Карточки для звукового анализа.
5. Тетради для автоматизации разных звуков.
6. Набор текстов для автоматизации звуков.
7. Сюжетные картинки.
8. Символы артикуляционной гимнастики.
9. Игры – звукоподражания.
10. Схемы для характеристики звука, для анализа артикуляции.
11. Профили арт. аппарата.
12. Картинки для уточнения слоговой структуры слова.
13. Зрительные символы гласных и согласных звуков.
14. Альбомы и тетради с предметными и сюжетными картинками для индивидуальной работы с детьми.
15. Упражнения для стимуляции слухового внимания.
16. Упражнения на развитие устойчивости и переключение внимания.
17. Дидактические игры по развитию лексико-грамматических представлений, звукопроизношения, фонематического восприятия.
18. Различные настольные игры для развития мелкой моторики пальцев рук, трафареты; твердые и мягкие конструкторы, шнуровки.
19. Монтессори-материалы: трафареты, мозаика, шнуровки, шершавые буквы и цифры, рамки-вкладыши и т.д.
20. Компьютер.
21. Настенное зеркало.
22. Настольное зеркало (на каждого обучающегося).
23. Классная доска.

Объем программы: 
72 час.
Продолжительность реализации: 
Характеристика временного режима реализации: 

Программа реализуется с сентября по май в формате 45-минутных занятий один раз в неделю по 2 академических часа

Используемые образовательные инструменты: 

Программа имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия учителя-логопеда и обучающихся.
Принцип непрерывности- обеспечивает проведение логопедических занятий на всём протяжении обучения школьника с учётом изменений в их личности.
Принцип вариативности - предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип сотрудничества с семьей- основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Принцип гуманизма– вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;
Принцип реалистичности– учёт реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
Принцип деятельностного подхода- опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
Принцип индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы.
Технологии игрового обучения выполняют дидактические, воспитывающие, развивающие, коммуникативные функции и формируют творческий характер.

Форма предъявления предметных продуктов: 

Участие в конкурсе чтецов.
Участие в пальчиковом театре.
Участие в роли ведущего на мероприятиях ДТДМ

Форма мониторинга образовательных результатов: 

Входящий, текущий, итоговый событийный мониторинг образовательных результатов в формате обследования (Во время прохождения программы предусмотрены:
• входящая (первичная) диагностика;
• текущий мониторинг; проводится в форме слуховых диктантов,
тестов, выполнения контрольных упражнений, наблюдения за качеством
звукопроизношения обучающихся в процессе бесед, дидактических игр
• итоговая диагностика (приложение 1).
Входящая и итоговая диагностика осуществляются на индивидуальных занятиях по протоколу обследования, на основе которого заполняется речевая карта учащегося. Текущий мониторинг осуществляется в течение учебного года).

Требования к педагогам: 

Программа реализуется педагогом дополнительного образования I квалификационной категории- Худиной Кристиной Дмитриевной, высшее педагогическое образование по специальности: "Логопедия", квалификация: "Учитель - логопед".

Управленческая технология
Необходимые управленческие действия: 

Утвердить программу на заседании методического совета. Издать приказ о зачислении учащихся в творческое объединение, заключить договора с родителями (законными представителями) учащихся на оказание дополнительных образовательных услуг, утвердить учебный план, утвердить календарно-тематическое планирование.

Авторы практики
Лицо программы: 
Худина Кристина Дмитриевна
Авторы программы: 

Худина Кристина Дмитриевна

Сокращенное название основной организации: 
МАУ ДО "ДТДМ"
Контакты авторов программы: 

8-913-531-85-94

Муниципалитет: 
Адрес программы (для отображения на карте): 
Комсомольская, 12
Норильск
Красноярский край
Материалы практики
Полный текст программы: 
Согласие на обработку персональных данных: 
Код программы: 
154