Школа социального проектирования

Описание практики
Год реализации: 
Форма реализации: 
Краткое описание программы: 

Основной идеей программы является создание «Школы социального проектирования» и обучение учеников школ основам социального проектирования в формате погружения. В дальнейшем на основе полученных знаний ученики разрабатывают свои проекты, презентуют их на ярмарке проектов и отправляют на муниципальные конкурсы социальных проектов «Моя территория», «Территория 2020». Далее проходит защита и оценка проектов экспертами. Все проекты при сопровождении организаторов реализуются в образовательных учреждениях или на территории сельских поселений.
Программа реализуется в несколько этапов:
1 этап: Вовлечение учащихся и педагогов в работу «Школы социального проектирования». На данном этапе реализуются мероприятия, опосредованно знакомящие школьников с социальными проектами, методами их разработки и основными принципами реализации. На данном этапе реализуются мероприятия на основе игровых и обучающих компонентов по нескольким направлениям: «работа в команде», «развитие коммуникационных навыков», «целеполагание», «планирование», «нетворкинг», «Пиар в сетях».
2. этап: Обучение основам социального проектирования: обучение проходит двумя сессиями: осенняя и весенняя, в режиме погружения по 4 дня ребята в практической деятельности осваивают основы социального проектирования.
Образовательные блоки: «I стадия проекта и как сформировать проектную команду», «Выбор проблемы и ее исследование», «Постановка цели. Чем отличается цель от задачи?», «План. Зачем он нужен», «Бюджет и ресурсы твоего проекта», «Фандрайзинг», «Разработка системы оценки проекта», «Оформление социального проекта. Это страшное слово «портфолио», «Анализ результатов работы над проектом». В завершении работы по каждому блоку ребята выполняют лабораторные работы, которые позволяют закрепить и применить полученные знания на практике
В ходе погружения ребята работают над идеей будущего проекта, создают команды. По завершении погружения учащиеся дорабатывают социальные проекты в соответствии с рекомендациями организаторов. Организаторы программы обеспечивают консультативную поддержку.
3 этап: Разработка школьных социальных проектов: Мероприятия данного этапа направлены на непосредственную подготовку к конкурсам школьных социальных проектов «Моя территория», «Территория 2020». На данном этапе участники формируют проектные группы, которые разрабатывают проект и заполняют «Паспорт проектной идеи». Готовят презентацию свою проекта. В образовательных учреждениях будут проходить выездные мастер-классы, направленные на доработку и подготовку проектов к участию в конкурсах.
4 этап: Защита школьных социальных проектов: Защита проектов проходит в рамках «Выставки социальных проектов». Осуществляется экспертная оценка проектов. Защита проходит в форме презентации. По итогам экспертной оценки жюри определяет победителей и лауреатов конкурса. Проекты, ставшие победителями и лауреатами конкурса, получают финансирование для реализации за счет спонсоров конкурса, Депутатского корпуса района, привлечение средств местного бюджета.
5 этап: Реализация школьных социальных проектов. Участники конкурса осуществляют практическую реализацию заявленных проектов и представляют отчет. Также по итогам конкурса будет создан банк школьных социальных проектов, содержащий материалы проектов-победителей, материалы будут опубликованы на сайте школы.

Целевая группа
Особые требования к участникам: 
Образовательные результаты
Обоснование выбора ОР: 

Поселки правобережья Ангары являются удаленными северными поселениями Богучанского района Красноярского края, численность населения каждого поселка не превышает 2тыс.человек. Проведя исследование в образовательных организациях правобережья р. Ангары п. Красногорьевский, п. Гремучий, п. Шиверский выяснилось, что в целом метод проектов используется учителями на уроках, но социально-образовательная проектная технология как комплексная технология не используется. Ребята практически не участвуют в решении проблем местного сообщества, так как не знают о путях их решения. В школах отсутствует инфраструктура проектного сопровождения, отсутствует проектная активность детей, низкая проектная культура, но в то же время опрос показал заинтересованность ребят в решении проблем местного сообщества своими силами. Для нашей территории это имеет особую актуальность в связи с реализацией программы «Комплексное развитие Нижнего Приангарья». Многие ребята (65% опрошенных) планируют жить и работать в Богучанском районе, видят перспективы развития района, поэтому уже сейчас важно, чтобы ребята умели увидеть существующие проблемы на проживаемой территории, умели находить пути их решения и могли действовать – решать данные проблемы.

Для участников программы актуальность данных КОРов заключается:
1. Формируются «softskills»: стратегическое, системное, креативное мышление, коммуникация, кооперация, самоорганизация и саморегуляция.
2. Формируются личностные результаты ребенка, в частности российская гражданская идентичность.
3. Формируются практические навыки по решению проблем местного сообщества, взаимодействия с различными социальными структурами общества: власть, бизнес, НКО и пр.

Предметный материал
Используемый предметный материал: 

Разработка, защита, реализация социальных проектов
Обучение основам социального проектирования через "погружение" включающее тренинги, мастер-классы.
Прохождение лабораторных работ
Индивидуальное сопровождение проектной деятельности школьника

Предметный продукт: 

Портфолио проекта

Видео итогового продукта: 
Обоснование выбора предметного материала: 

Через данную деятельность ребята получат теоретические и практические навыки и знания по созданию и реализации социального проекта. Каждый участник Школы получит опыт разработки и реализации социального проекта

Педагогическая технология
Количество участников: 
Характеристика пространства реализации: 

Очная часть программы проходит в школах правобережья р. Ангара: Красногорьевская школа, Шиверская школа, Гремучинская школа
Дистанционная форма - скайп-конференция
Заочная - через социальную сеть Вконтакте, мессенджеры: Viber, WhatsApp, электронный дневник
Защита проектов проходит на муниципальных конкурсах "Территория 2020", "Мой край-моё дело", "Моя территория"

Объем программы: 
105 час.
Продолжительность реализации: 
Характеристика временного режима реализации: 

Программа реализуется с сентября - май:
в режиме 120 минутных 2х тренингов два раза в год
в режиме 60 минутных 6 мастер-классов два раза в год
в режиме погружения по 4 дня в две сессии весенняя и осенняя
Индивидуальная работа над проектами - не менее 1 часа в неделю
Индивидуальные консультации - по требованию

Используемые образовательные инструменты: 

Проектная деятельность, мастер-классы от профессионалов, лабораторные работы, лекции, практические занятия с элементами тренинга, мозговые штурмы, консультации, образовательное событие «Ярмарка проектов», анализ жизненных ситуаций, «Мозговой штурм», технология поиска и постановки актуальных проблем «Аукцион идей», рефлексия собственной деятельности, презентация проектных работ, экспертная оценка, участие в конкурсных форматах муниципального и регионального уровней, выставка проектов.

Форма предъявления предметных продуктов: 

1. Экспертная оценка проектных работ, представленных на конкурсе «Территория 2020», "Моя территория" с целью поддержки проекта бизнес-сообщества, власти.
2. Участие на муниципальном и региональном этапах конкурса социальных инициатив «Мой край – мое дело». 3. 3. Проведение "Выставки социальных проектов" в образовательных учреждениях.
4. Создание "Банка социальных проектов", опубликованного на сайте МКОУ Красногорьевская школа

Форма мониторинга образовательных результатов: 

Проведение оценки эффективности реализации проектов
Оценка портфолио проекта на стадиях "Создание проекта" и "Реализация проекта" (с возможностью корректировки в процессе создания и реализации проекта) и итоговая оценка портфолио.
Мониторинг воздействия проектов на целевую группу
Мониторинг сформированности КОРов на уровне предметных знаний (знания технологии) через технологическую карту «Уровни сформированности проектной компетенции».

Результативность реализации проекта можно будет также отслеживать через оценку личностных достижений участников – проведение мониторинга 2 раза в год (Формирование гражданской идентичности школьников)

Требования к педагогам: 

Программа реализуется 8 специалистами, представляющих различные организации и структуры п. Красногорьевский: 5 человек – представители образования, 2 человека – представители власти, 1 - бизнеса.
Образовательную часть реализуют педагоги имеющие высшее образование, прошедшие курсы повышения квалификации по теме «Социальное проектирование»-72ч.
Группа имеет достаточный объем наработанного материала по проблеме и получила одобрение проекта в органах власти, бюджетных учреждениях, общественных организациях, предприятиях района, частных предпринимателей, представителей общественности, готовых вложить имеющиеся ресурсы (людские, технические, финансовые, информационные).
Инициативная группа имеет публикации на профильную тему, выступления на всероссийских и краевых конференциях, практика вошла в Атлас образовательных практик Красноярского края https://atlas-edu.kipk.ru присвоен продвинутый уровень становления практики – практика реализуется, имеются результаты, они оформлены

Управленческая технология
Необходимые управленческие действия: 

1. Направить педагогическую команду, реализующую программу, на краевую кадровую школу в рамках Красноярского регионального проекта по обновлению содержания и технологий дополнительного образования «Реальное образование»;
2. Внести корректировки в образовательную Программу в логике проекта «Реальное образование» с ориентацией на компетентностный образовательный результат;
3. Оформить образовательную программу по технологии образовательных практик «Реальное образование»;
4. Рассмотреть данную программу на Методическом совете образовательного учреждения;
5. Рассмотреть и принять образовательную программу к реализации на Педагогическом совете;
6. Обсудить форматы взаимодействия и заключить договор о сетевой форме реализации данной программы со школами-партнерами: МКОУ Гремучинская школа, МКОУ Шиверская школа
7. Издать приказ о реализации данной программы в сетевой форме;
8. Провести PR-кампанию и информационно-консультационную работу по презентации программы;
9. Зачислить детей, проявивших интерес к программе, на основании письменного заявления родителей (законных представителей, опекунов);
10. Предоставить учебные кабинеты для реализации программы, оснащенные оргтехникой, фото- видеоаппаратурой.

Авторы практики
Лицо программы: 
Тарасенко Ольга Владимировна
Авторы программы: 

Тарасенко Ольга Владимировна
Цуркина Татьяна Валериевна
Губич Фирдания Равильевна
Довиденко Ольга Вячеславовна
Тарасенко Светлана Анатольевна

Сокращенное название основной организации: 
МКОУ Красногорьевская школа
Контакты авторов программы: 

Сот. тел. 89080158121 - руководитель проекта
Раб. тел. 8391631390
Адрес: 663437, Богучанский р-он, п. Красногорьевский, ул. Ленина 11б.
эл. почта: ov-tarasenko@yandex.ru

Муниципалитет: 
Адрес программы (для отображения на карте): 
Ул. Ленина
11б
п. Красногорьевский
Красноярский край
Код программы: 
ШСП