Дополнительная общеобразовательная программа по раннему развитию детей дошкольного возраста "Норильчонок"

Описание практики
Год реализации: 
Форма реализации: 
Краткое описание программы: 

Дополнительная общеобразовательная программа «Норильчонок» имеет художественную направленность. позволяющая помочь детям понять окружающий мир, сформировать представление о себе, своих возможностях и отношениях с окружающим социумом. Программа «Норильчонок» состоит из 6 направлений: «АБВГДейка»; «Мироведение»; «Веселый счет»; «Акварелька»; «Поиграй-ка!»;«Сделай сам», каждое из которых включает в себя серию логически выстроенных разделов, занятий.
Цель программы – создание условий для формирования мотивации детей дошкольного возраста к овладению учебной деятельностью посредством развития универсальных и творческих способностей.
Реализация цели предполагает решение ряда задач:
 повышать мотивацию к учению;
 формировать опыт самопознания, дать первичные представления об окружающей действительности;
 формировать позитивное отношение к школе и самому себе;
 развивать познавательную сферу (мышление, воображение, память, речь и т.д.);
 развивать детское творчество в изобразительной и театрализованной деятельности;
 формировать нравственно-волевую, психологическую и социально-личностную готовность к учебной деятельности;
 учить элементарным социальным навыкам;
 приобщать родителей к образовательному процессу (психолого-педагогическое просвещение родителей).
Программа «Норильчонок» рассчитана на 1 год обучения в объеме 12 часов в неделю. Возраст занимающихся в творческом объединении детей – от 5 до 7 лет. Принимаются все желающие дети без специального отбора. В соответствии с Уставом учреждения и учебным планом наполняемость в группах предполагает состав учащихся 10-15 человек. В соответствии с нормами СанПиН 2.4.4.3172-14 продолжительность учебного занятия составляет 30 минут.
Для успешного обучения на занятиях используются учебно-дидактические материалы по всем направлениям образовательной программы:
1. Объемные образцы готовых изделий или их частей;
2. Схематические – таблицы;
3. Картинно-динамические – различные иллюстрации, репродукции картин известных художников, фотографии;
4. Звуковые – видеозаписи воспитательных мероприятий, выставок и обучающего материала по всем направлениям, аудиокассеты, диски, цифровые образовательные ресурсы;
5. Учебные пособия – тематические подборки, иллюстрации, схемы, технологические карты по мироведению, азбуковедению, математическому счету; материалы, способствующие развитию общего кругозора учащихся.
Для оценки уровня усвоения знаний, умений и навыков учащихся используются следующие формы:
• наблюдение за активностью ребенка на занятиях;
• самостоятельные работы;
• фронтальные опросы;
• выставочная и концертная деятельность детей;
• итоговое занятие за год.
Исходя из цели образовательной программы, обязательным результатом ее прохождения будет являться освоение учащимися образовательного минимума содержания образования и сформированность общеучебных умений и навыков (с учётом возраста).
В ходе реализации задач каждого направления предполагается формирование у ребенка:
 навыков социализации;
 коммуникативных навыков;
 навыков продуктивной деятельности;
 навыков моделирования;
 культуры здоровья;
 развитие моторно-двигательной сферы, общей осведомленности и речи.
Результатом образовательного процесса по данной программе будет являться развитие и воспитание ребенка: максимальное раскрытие его индивидуального возрастного потенциала, гармоничное развитие личностных качеств, осознание ребенком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей, умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, овладение основами изобразительного т декоративно-прикладного искусства.

Целевая группа
Образовательные результаты
Обоснование выбора ОР: 

Программа базируется на основных аспектах развития детей дошкольного возраста:
 формирование произвольного поведения;
 овладение средствами и эталонами познавательной деятельности;
 переход от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого человека);
 обеспечение мотивационной готовности;
 формирование художественного вкуса и эстетическое развитие.
Компетентность "Совместная деятельность", "Художественное творчество" способствуют эффективно раскрыть и реализовать данные аспекты раннего развития детей дошкольного возраста

Предметный материал
Используемый предметный материал: 

Основное направление программы – развивающее обучение. В программу включены направления, способствующие всестороннему развитию ребенка:
Направление «Мироведение» знакомит детей с окружающим миром, пробуждает жажду познания в каждом ребенке, прививает интерес к знаниям, посредством занимательного и содержательного игрового материала. Данное направление развивает речь, творческое воображение, фантазию, а также способы умственной деятельности (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи).
Направление «АБВГДейка» позволяет вести работу с детьми в области развития речи, языкового чутья. Детям предлагаются первоначальные знания по звуковой культуре речи и общей речевой культуре. На занятиях используется богатый и разнообразный литературный материал (стихотворения, поговорки, чистоговорки, загадки, рассказы) с целью развития интереса детей к учению. Важное место отводится развитию речевого слуха и произношения, обогащению словарного запаса, развитию связной речи у ребёнка. На занятиях отрабатываются навыки слушания, выступления, восприятия речи окружающих. Дети учатся отвечать на вопросы, задавать их, пересказывать, делиться своими впечатлениями. Кроме этого, на занятиях уделяется внимание изучению и печатанию букв.
Направление «Веселый счет» в игровой форме, с использованием образных методик, позволит детям освоить различные математические понятия, приобрести навыки счёта и измерений, написания цифр, научиться решать простейшие математические задачи. Дети научатся наблюдать и выражать в речи свойство предметов, группировать предметы по общим свойствам, сравнивать, складывать и вычитать совокупности предметов в пределах десяти единиц; формировать первые представления о натуральном числе и нуле, усвоить приемы устных вычислений; устанавливать взаимосвязи между частью и целым. На основе собственных практических действий учащиеся познакомятся с некоторыми арифметическими законами и алгоритмами, научаться применять приобретенные знания при решении практических вопросов.
Направление нацелено на развитие творческих способностей и познавательных интересов детей на интегрированной основе, которая объединяет обучение детей элементарной математике с другими компонентами содержания дошкольного образования (развитием речи, ознакомлением с окружающим миром, изобразительной деятельностью и др.).
Направление «Акварелька» является важнейшим средством познания общечеловеческих ценностей. Ведущая роль в становлении личности ребенка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики маленького человека связана высокая сила воздействия на него искусства — явления эмоционально-образного по своей сути. Специфика искусства, особенности языка различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития подрастающего поколения.
Занятия изобразительной деятельностью помогут детям узнать и различать виды и жанры изобразительного искусства, видеть их особенности, высказывать свое мнение об искусстве, понимать его значение в жизни людей. Дети познакомятся с профессиями художника, скульптора, графика, декоратора, архитектора, с особенностями их творческого труда. Научатся самостоятельно, активно и целенаправленно воспринимать прекрасное в окружающем, последовательно рассматривать произведения искусства, соотносить увиденное с личным опытом, чувствами и представлениями о прекрасном, добром, справедливом. У детей закрепится представление о том, что каждый человек может создавать прекрасное и этим доставлять большую радость людям.
Лепка и аппликация направлены на формирование и развитие логического мышления и памяти, способствует развитию внимания, познавательной активности и расширению кругозора ребенка, развитию мелкой моторики. Обучение происходит через игру и сказку.
Содержание этого направления акцентировано на приобщение учащихся к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество.
Таким образом, занятия по изобразительной деятельности, направлены на формирование знаний, накопление опыта эстетического отношения к миру, развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.
Направление «Поиграй-ка» погружает детей в основной вид деятельности дошкольников, в игру.. Игра занимает центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В игре развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации. В направлении «Поиграй-ка» представлены разные виды игр, но большее внимание уделяется сюжетно-ролевой игре. Анализ литературных источников позволяет сделать вывод, что для развития личности ребенка-дошкольника и появления у него важнейших психических новообразований возраста (целенаправленная деятельность, произвольность, воображение, ориентация в задачах и мотивах человеческой деятельности) особое значение имеет сюжетно-ролевая игра. В игре дети приобретают опыт социальной ориентации с позиции ее участника. При этом возникающие в игре реальные отношения детей друг с другом имеют большое значение для формирования способности к взаимодействию, так как являются практикой их коллективных действий. Подчинение правилам в игре позволяет строить полноценные коллективные взаимоотношения, подчинение культурным нормам.
Направление «Сделай сам» помогает дошкольникам освоить приёмы работы с различными материалами и инструментами посредством декоративно-прикладного творчества. Учащихся знакомятся с приёмами работы с волокнистыми и пластичными материалами, текстилем, бумагой. Учебный материал составлен таким образом, что знания, умения, сформированные при изучении одного раздела, развиваются и закрепляются на занятиях по другим разделам.
В процессе обучения у детей совершенствуется координация движения рук, развивается сенсомоторика (согласование в работе глаз и рук). Вырабатывается умение действовать точно и аккуратно, доводить начатое дело до конца, проявлять терпение и настойчивость в достижении результата. Дети учатся распределять свою деятельность во времени, выполнять её в нужном темпе.
Занятия направлены на развитие творческих способностей, воображения, взаимодействия друг с другом. Учащиеся приобщаются к культуре и традициям России и других стран.

Предметный продукт: 

Создание условий для формирования мотивации детей дошкольного возраста к овладению учебной деятельностью посредством развития универсальных и творческих способностей.

Направленность: 
Обоснование выбора предметного материала: 

В рамках программы организуется совместная, продуктивная, детско-взрослая деятельность по шести направлениям::
1. Направление «АБВГДейка»:
- развивает лексическую речь (обогащает, расширяет и активизирует словарный запас детей; знакомит детей со словами, обозначающими качество, признаки и свойства предметов, учит осуществлять подбор действий к предмету, объекту; понимать обобщенное значение слов и пользоваться простейшими обобщениями в речи);
- формирует грамматический строй речи (упражнение детей в употреблении имен существительных во множественном числе (один-много), в умении согласовывать числительные с существительными, в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения (на, в, из, с, под, к, над, между, перед и др.), в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных и других суффиксов, учит употреблять названия животных и детенышей в единственном и множественном числе, учит согласовывать прилагательные с существительными, образовывать глаголы с помощью приставок, знакомит с видами простых предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные);
- развивает и совершенствует звуковую культуры речи (фонематический слух, артикуляционные позиции при произношении звуков, четкое произнесение слов, предложений);
- развивает связную речь.
2. Направление «Мироведение» знакомит детей с предметным миром, с предметами быта, с природой; развивает познавательные способности детей, устойчивый интерес к природе, ее живым и неживым объектам, формирует первоначальные знания о себе, о ближайшем социальном окружении, учить бережно относиться к природе, формирует целостную картину окружающего мира, развивает интерес к предметам и явлениям окружающей действительности, совершенствует навыки речевой коммуникации детей со взрослыми и сверстниками, обогащать речь и активизирует словарный запас, формирует чувство патриотизма, любви к родной стране и родному городу.
3. Направление «Веселый счет» формирует навыки прямого и обратного, количественного и порядкового счета в пределах 10, учит ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости, знакомит с цифрами и их написанием в пределах 10, учить решать задачи в одно действие на сложение и вычитание в пределах 10, пользоваться цифрами и арифметическими знаками «+» и «-», развивает логическое мышление на примере решения головоломок, ребусов, кроссвордов, учить использовать условные мерки для измерения величин, находить сходства и различия между геометрическими фигурами, знакомит с часами, учит определять время с их помощью с точностью до 1 часа.
4. Направление «Акварелька» формирует устойчивый интерес к изобразительной деятельности, обогащает сенсорный опыт детей, развивает эстетическое восприятие, образные представления, учит аргументировано и развернуто оценивать изображения, воспитывает самостоятельность, активность и творчество в способах изображения в рисовании, лепке, аппликации, развивает коллективное творчество, стремление действовать согласованно.
5. Направление «Поиграй-ка!» знакомит детей с сюжетно-ролевой, театрализованной и подвижной игрой, развивает умения согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре формы взаимодействия и взаимоотношения, налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, уступать, убеждать, самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в ходе игры, учит создавать атмосферу творчества и доверия.
6. Направление «Сделай сам» учит детей основным приёмам ручной работы с текстилем, бумагой, пластичным, волокнистым, природным материалами, приёмам работы с инструментами для лепки, швейными инструментами, ножницами, знакомит с игрушкой, как видом декоративно-прикладного и народного искусства, развивает кругозор, эстетическую восприимчивость, художественный вкус, мелкую моторику рук, произвольное внимание, организованность, самостоятельность, настойчивость, наблюдательность и творческую активность, воспитывает положительное отношение к труду, аккуратность, бережное отношение к инструментам и материалам, интерес к традициям и культуре разных стран.

Педагогическая технология
Количество участников: 
Групповая структура: 
Форма проведения: 
Характеристика пространства реализации: 

Для успешности проведения занятий большое значение имеет материальная и техническая база. В первую очередь - это помещение и оборудование.
Требования к оборудованию и помещению для организации учебных занятий, режиму учебно-воспитательного процесса должны соответствовать нормам СанПиН 2.4.4.3172-14 и соблюдению следующих условий:
1. Наличие помещений для занятий.
2. Характеристика помещений: сухие, просторные с естественным доступом воздуха; достаточное дневное и вечернее освещение; специально оборудованные рабочие места, стеллажи и подсобные помещения для хранения материалов, инструментов, оборудования; рабочие столы, мягкие стулья, учительский стол, доска, мольберты.
3. Кабинет должен быть оснащен телевизором, аудиотехникой, мультимедийным обеспечением.
4. Наличие раздевалок для переодевания и отдыха детей.
5. Учебные кабинеты должны быть оснащены наглядными пособиями, методическими и дидактическими материалами:
• Педагогическая литература по методике обучения: альбомы «Лепка», «Декоративное рисование», литература по изобразительной деятельности;
• Методические пособия по темам: «Время», «Времена года», «Год», «Сутки», «Неделя», «Животные», «Растения», «Человек», «Транспорт», «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Фрукты и овощи»; пособия «Азбука в картинках», «Предложение и слово», «Языковые единицы» и другое;
• Наглядные пособия: образцы изделий, глобус, флаги стран мира, иллюстрации, картины, сюжетные картинки, технологические карты; игрушки; набор муляжей «овощи», «фрукты»; предметы быта; условные обозначения и знаки, схемы, географические карты, лото по азбуке, касса букв, фишки для игр, веера с буквами; набор сюжетных картинок, демонстрационные таблицы, наборное полотно, индивидуальные доски, наборы предметных картинок и карточек с цифрами, знаками действий и отношений: =, +, - >, <.; таблицы по составу чисел, модели геометрических фигур, таблицы разного вида задач, счёты и другое;
• Инструменты: наличие канцелярских принадлежностей. Количество инструментов и материалов должно соответствовать количеству учащихся в группе;
• Для игровой зоны в кабинете: палас, наборы игрушек для сюжетно-ролевых игр «Посуда», «Мебель», «Куклы», «Одежда для кукол» (зимняя и летняя), «Бытовые приборы», набор «Доктор Айболит», парикмахерский набор, стиральные наборы и др. наборы, дающие представление о профессии; куклы-персонажи из литературных произведений, плита, утюги разные, часы, весы, телефон, пылесос, коляски для кукол, корзинки разные, напольный и настольный строительный материал, пирамидки, мягкие игрушки, настольные развивающие игры, конструкторы. Игрушки, имитирующие технику: тепловоз (электровоз с вагонами), автомобили грузовые, автомобили легковые, автомобили специального назначения (автофургоны, пожарные санитарные, автоцистерны), автобусы, троллейбусы, светофор, лодочки, катера, самолеты, вертолеты. Игрушки-животные: домашние животные с детенышами, домашние и дикие птицы, дикие животные.
• Для проведения подвижных игр на переменах: мячи, скакалки, обручи, кегли.
Программа реализуется в просторном, светлом учебном кабинете, оборудованном по требованиям, предъявляемым к помещениям для занятий детей дошкольного возраста..

Объем программы: 
420 час.
Продолжительность реализации: 
Характеристика временного режима реализации: 

Программа «Норильчонок» рассчитана на 1 год обучения в объеме 12 часов в неделю.
Дети занимаются три раза в неделю по 4 часа. В соответствии с нормами СанПиН 2.4.4.3172-14 продолжительность учебного занятия составляет 30 минут.
Начало занятий 15 сентября, окончание занятий 28 мая, дети занимаются 35 учебных недель.

Используемые образовательные инструменты: 

Подход к обучению детей - комплексно-индивидуальный. Акценты ставятся на уровне каждого ребенка, учитывая его индивидуально-личностные особенности. При этом комплексность заключается как в умении педагогов, психологов и родителей выработать единый подход к образованию ребенка, так и в определении направления совместных усилий.
Основной формой обучения является - учебное занятия, на котором педагог использует различные форма совместной деятельности с детьми: беседа, упражнение, игра, путешествие, коллективное творческое дело, театрализованные постановки, творческие мастерские, мастер-классы, и т.д. и т.п.

Форма предъявления предметных продуктов: 

Полученные знания, умения навыки учащиеся демонстрируют как в течение года: принимают участие городских конкурсах: конкурс рисунком "Народы нашего города", конкурс по декоративно-прикладному творчеству "Весенняя мозаика", вокальный конкурс "Юное поколение", хореографический конкурс "Веснушки", хореографический конкурс "Умка". Итоговым мероприятиям творческого объединения является отчетный концерт и закрятие творческого сезона "Мы нашей дружбой дорожим"

Форма мониторинга образовательных результатов: 

Для оценки уровня усвоения знаний, умений и навыков учащихся по программе используются следующие формы:
• наблюдение за активностью ребенка на занятиях;
• самостоятельные работы;
• фронтальные опросы;
• выставочная и концертная деятельность детей;
• итоговое занятие за год.

Требования к педагогам: 

Программа реализуется 6 педагогами: 2 педагогами, реализующем направления "АБВГДейка", "Веселый счет", "Мироведение", 1 педагогом, реализующим направление "Акварелька", 1 педагогом, реализующим направление "Сделай сам", 1 педагогом, реализующим направления "Поиграйка", 1 педагогом-психологом, осуществляющим диагностические мероприятия, 1 методистом, оказывающим методическое сопровождения.

Управленческая технология
Необходимые управленческие действия: 

Утвердить программу на заседании методического совета. Издать приказ о зачислении учащихся в творческое объединение, заключить договора с родителями (законными представителями) учащихся на оказание дополнительных образовательных услуг, утвердить учебный план, утвердить календарно-тематическое планирование

Авторы практики
Лицо программы: 
Долгополова Зиновия Ивановна, педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория
Авторы программы: 

Долгополова Зиновия Ивановна, педагог дополнительного образования
Черногор Светлана Вячеславовна, педагог дополнительного образования
Горбачева Елена Валентиновна, методист

Сокращенное название основной организации: 
МБУ ДО "СОЦ"
Контакты авторов программы: 

Долгополова Зиновия Ивановна, телефон: 8 (3919) 481071, E-mail: cvr-n@mail.ru
Черногор Светлана Вячеславовна, телефон: 8 (3919) 481073, E-mail: cvr-n@mail.ru

Муниципалитет: 
Адрес программы (для отображения на карте): 
улица Мира, дом 3
Норильск
Красноярский край
Код программы: 
140