ДОП "Калейдоскоп научных открытий"

Описание практики
Год реализации: 
Форма реализации: 
Краткое описание программы: 

Дополнительная общеобразовательная программа «Калейдоскоп научных открытий». По этой программе в 2018-2019 учебном году в лицее занимаются 6 групп учащихся 1-4 классов. Общее количество привлеченных обучающихся - 72 человека, что составляет 18 % от числа обучающихся начальных классах лицея.
Программа направлена на формирование у учащихся исследовательской культуры и погружение в проектную деятельность. Реализация программы построена с включением имеющегося в лицее и предоставленным в рамках сетевого взаимодействия колледжем лабораторного оборудования:

Комплект переносного лабораторного оборудования «От зародыша до взрослого растения»
Комплект переносного лабораторного оборудования «Фильтрация воды»
Комплект переносного лабораторного оборудования «Весовые измерения»
Комплект переносного лабораторного оборудования « Постоянные магниты»
Комплект переносного лабораторного оборудования « Давление жидкостей. Схема водопровода»
Комплект переносного лабораторного оборудования « Тепловые явления»
Комплект переносного лабораторного «Корнелия Мёллер Воздух и атмосферное давление»
Комплект переносного лабораторного оборудования «Звук и тон»
Комплект переносного лабораторного «Свет и тень»

В ходе реализации программы у обучающиеся сформированы следующе умения:
- разрабатывать и проводить опыты и эксперименты согласно поставленной практической задаче под руководством учителя;
- самостоятельно фиксировать результаты собственных опытов и экспериментов при помощи различных средств.
- самостоятельно анализировать материалы, полученные в результате опытов, наблюдений и экспериментов, делать логические выводы.

Проведены опыты, наблюдения и эксперименты с применением учебных лабораторий:
- Определение физических свойств воздуха.
- Свойства сжатого и нагретого воздуха.
- Возникновение света. Физические свойства света.
- Образование магнитного поля. Полюсы магнита. Использование компаса. Конструирование компаса. Ориентировка на местности.
- Опыты и эксперименты по изучению давления воздуха.
- Предсказание погоды. Наблюдения за погодой.
- Опыты с растениями.
- Конструирование весов. Взвешивание.
- Опыты с водой. Определение свойств воды.
- Строительство плота из различных материалов.
- Конструирование термометра. Круговорот
- Принцип работы водонапорной башни.
- Конструирование очистной станции.
- Конструирование мостов.
- Конструирование плавающих объектов.

Целевая группа
Возраст участников: 
Образовательные результаты
Обоснование выбора ОР: 

Дополнительная общеобразовательная программа «Калейдоскоп научных открытий» (далее - программа) и методические рекомендации по её реализации разработаны методистами КГБПОУ «Ачинский педагогический колледж» (далее – колледж) по запросу муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей №1» г. Ачинска (далее - лицей) в 2018 году. По этой программе в 2018-2019 учебном году в лицее занимаются 6 групп учащихся 1-4 классов. Общее количество привлеченных обучающихся - 72 человека, что составляет 18 % от числа обучающихся начальных классах лицея.
Программа направлена на формирование у учащихся исследовательской культуры и погружение в проектную деятельность. Реализация программы построена с включением имеющегося в лицее и предоставленным в рамках сетевого взаимодействия колледжем лабораторного оборудования:

Комплект переносного лабораторного оборудования «От зародыша до взрослого растения»
Комплект переносного лабораторного оборудования «Фильтрация воды»
Комплект переносного лабораторного оборудования «Весовые измерения»
Комплект переносного лабораторного оборудования « Постоянные магниты»
Комплект переносного лабораторного оборудования « Давление жидкостей. Схема водопровода»
Комплект переносного лабораторного оборудования « Тепловые явления»
Комплект переносного лабораторного «Корнелия Мёллер Воздух и атмосферное давление»
Комплект переносного лабораторного оборудования «Звук и тон»
Комплект переносного лабораторного «Свет и тень»

В ходе реализации программы у обучающиеся сформированы следующе умения:
- разрабатывать и проводить опыты и эксперименты согласно поставленной практической задаче под руководством учителя;
- самостоятельно фиксировать результаты собственных опытов и экспериментов при помощи различных средств.
- самостоятельно анализировать материалы, полученные в результате опытов, наблюдений и экспериментов, делать логические выводы.

Проведены опыты, наблюдения и эксперименты с применением учебных лабораторий:
- Определение физических свойств воздуха.
- Свойства сжатого и нагретого воздуха.
- Возникновение света. Физические свойства света.
- Образование магнитного поля. Полюсы магнита. Использование компаса. Конструирование компаса. Ориентировка на местности.
- Опыты и эксперименты по изучению давления воздуха.
- Предсказание погоды. Наблюдения за погодой.
- Опыты с растениями.
- Конструирование весов. Взвешивание.
- Опыты с водой. Определение свойств воды.
- Строительство плота из различных материалов.
- Конструирование термометра. Круговорот
- Принцип работы водонапорной башни.
- Конструирование очистной станции.
- Конструирование мостов.
- Конструирование плавающих объектов.

Предметный материал
Используемый предметный материал: 

Разработаны и проведены познавательные игровые проекты: 1 класс
«Полёты и манёвры», «Я - путешественник»; 2 класс «Завод по очистки воды», «Найди клад»; 3 класс «Я - метеоролог», «Фонтан моего двора»; 4 класс «Оркестр самодельных инструментов», «Поле чудес».
Учащиеся представили разработанные исследовательские работы на лицейской научно-практической конференции по темам: «Волшебная щётка», «Конструирование домашних весов», «Полёты и манёвры», «Зелёная аптека», «От зародыша до взрослого растения», «Огород на моём окне», «Лепка из разных материалов» и другие.
Исследовательская работа, выполненная учащимся 2-го класса, заняла 1 место на городской научно-практической конференции в рамках интеллектуального форума «Юниорье Ачинска»
Исследовательская работа «Волшебная щётка», выполненная учащимся 2-го класса, заняла 2 место на фестивале «Ачинский роботех».
На сайте лицея размещена программа «Калейдоскоп научных открытий» (http://www.school-1.edusite.ru/DswMedia/rpvn-kaleydoskopnauchnyixotkryit...) и информация о ходе реализации программы:
- семинар для педагогов временной творческой группы лицея «Калейдоскоп научных открытий», реализующих данную программу в лицее;
- представление программы родителям (законным представителям) учащихся в рамках заседания Родительского совета лицея;
- представление программы педагогам других школ в рамках реализации проекта «Школы России – партнёры Москвы»;
- открытые мероприятия и достижения обучающихся (http://www.school-1.edusite.ru/p282aa1.html).

Предметный продукт: 

Проведены опыты, наблюдения и эксперименты с применением учебных лабораторий:
- Определение физических свойств воздуха.
- Свойства сжатого и нагретого воздуха.
- Возникновение света. Физические свойства света.
- Образование магнитного поля. Полюсы магнита. Использование компаса. Конструирование компаса. Ориентировка на местности.
- Опыты и эксперименты по изучению давления воздуха.
- Предсказание погоды. Наблюдения за погодой.
- Опыты с растениями.
- Конструирование весов. Взвешивание.
- Опыты с водой. Определение свойств воды.
- Строительство плота из различных материалов.
- Конструирование термометра. Круговорот
- Принцип работы водонапорной башни.
- Конструирование очистной станции.
- Конструирование мостов.
- Конструирование плавающих объектов.

Разработаны и проведены познавательные игровые проекты: 1 класс
«Полёты и манёвры», «Я - путешественник»; 2 класс «Завод по очистки воды», «Найди клад»; 3 класс «Я - метеоролог», «Фонтан моего двора»; 4 класс «Оркестр самодельных инструментов», «Поле чудес».
Учащиеся представили разработанные исследовательские работы на лицейской научно-практической конференции по темам: «Волшебная щётка», «Конструирование домашних весов», «Полёты и манёвры», «Зелёная аптека», «От зародыша до взрослого растения», «Огород на моём окне», «Лепка из разных материалов» и другие.
Исследовательская работа, выполненная учащимся 2-го класса, заняла 1 место на городской научно-практической конференции в рамках интеллектуального форума «Юниорье Ачинска».
Исследовательская работа «Волшебная щётка», выполненная учащимся 2-го класса, заняла 2 место на фестивале «Ачинский роботех».

Направленность: 
Обоснование выбора предметного материала: 

Выбор данного предметного материала обусловлен необходимостью формирования исследовательской компетентности учащихся в процессе самостоятельной практической деятельности, раннюю профилизацию и профориентацию. При реализации программы используется переносные лаборатории.
Цель программы:
- пробуждение интереса к естественнонаучным дисциплинам и нанотехнологиям через игровые практики;
- формирование у школьников представлений о научном исследовании;
- приобретение учащимися опыта проектной деятельности.
Программа имеет модульное построение. В ходе освоения каждого модуля учащиеся под руководством тьютора проводят исследования в различных научных областях, разрабатывают и оформляют проект.

Педагогическая технология
Количество участников: 
Групповая структура: 
Форма проведения: 
Характеристика пространства реализации: 

Оборудованные учебные кабинеты образовательной организации

Объем программы: 
72 час.
Продолжительность реализации: 
Характеристика временного режима реализации: 

Программа реализуется с сентября по май в формате 45-минутных занятий 2-а раза в неделю

Используемые образовательные инструменты: 

Проектная и исследовательская деятельность с ипользованием переносного лабораторного оборудования

Форма предъявления предметных продуктов: 

Защита проекта

Форма мониторинга образовательных результатов: 

Оценка результатов обучающихся осуществляется через:
- карты практических занятий учащихся;
- создание каждым ребёнком своего оригинального продукта по замыслу в рамках определённой темы;
- портфель достижений исследователя;
- учебные проектно-исследовательские работы учащихся.

Требования к педагогам: 

Программа реализуется педагогами дополнительного образования

Управленческая технология
Необходимые управленческие действия: 

Издать приказ о разработке общеобразовательных программ дополнительного образования.
Подписание договора о сотрудничестве с Ачинским педагогическим колледжем о реализации программы дополнительного образования.
Издать приказ о закреплении ответственных лиц за реализацию программ дополнительного образования.
Издать приказ о зачислении учащихся в объединения дополнительного образования.
Разработать план открытых мероприятий, презентующих деятельность учащихся в рамках реализации программы.

Авторы практики
Лицо программы: 
Баева Елена Николаевна, учитель начальных классов МОУ Лицей №1
Авторы программы: 

Е.А.Миллер, методист КГБПОУ "Ачинский педагогический колледж",
В.А.Зорина, заместитель директора по УВР МОУ Лицей №1.

Сокращенное название основной организации: 
МОУ Лицей №1
Контакты авторов программы: 

8 906 916 75 64, Зорина Валерия Анатольевна, заместитель директора по УВР МОУ Лицей №1
8 39 151 7 67 70, приемная МОУ Лицей №1

Муниципалитет: 
Адрес программы (для отображения на карте): 
3 микрорайон Привоказльного района, зд.17Б
Ачинск
Красноярский край
Материалы практики
Код программы: 
МОУ Лицей1